Полозова А.Н., Брянцева Л.В.

Информационная среда организационной

бизнес-системы

 

Для осуществления программных и локальных целей управления бизнес-системой в качестве фундаментальной используется информационная среда организации. Иначе говоря, увязать все компоненты программы и приватные целевые установки может только менеджмент, использующий организованное определенным образом информационное поле.

Роль информационного ресурса в управлении промышленной организацией состоит не только в информационной поддержке бизнес-деятельности, но и в новых возможностях управления. Подробнее это показано на рис. 1.

Управление бизнес-деятельностью промышленной организации предполагает принятие решений в соответствии со многими факторами внутренней и внешней микро - и макросреды. На результативность принимаемых решений влияет качество информационного ресурса в виде создания и использования собственного и внешнего информационного поля. Собственное информационное поле целиком зависит от позиции самой организации к информационному ресурсу, так как формируется за счет внутренних источников. Что касается внешнего информационного поля, то задача его формирования и использования сопряжена с преодолением частичности, недостоверности, противоречивости, разнородности, недостаточности или избыточности информации, поступающей из разных источников и добываемой разными способами. Для повышения качества информационного ресурса необходимо создать информационную стратегию, отвечающую финансовым и организационным возможностям организации и возможностям персонала, в которой предусматривается: выбор наиболее достоверных источников, организация информационных потоков, разработка технологии сбора, передачи, переработки, хранения информации и обеспечение ее безопасности.

Создание информационных стратегий, несмотря на их насущную необходимость, когда современная информация о конкуренте и конъюнктуре рынка дает ключевой шанс к преследованию, тем не менее, многими предпринимателями и менеджментом полипродуктовых организаций, производящих продукты питания, особенно тех, которые находятся в провинции, не рассматривается как очевидная первоочередная необходимость. Тем более актуальной видится важность формирования информационного ресурса на современном уровне. Использование его в расширенном объеме ведет к качественному изменению требований к такому ресурсу как персонал и к технологии управления бизнес-деятельностью организации.

В управлении организацией должна присутствовать грамотно образованная информационная и коммуникационная политика, способная превращать информацию в доход. В связи с этим возникают новые возможности использования информационного ресурса, которые требуют изменения взгляда и на информацию. Так, в стратегии развития организации в русле ее конкурентоустойчивости необходимо иметь информационную составляющую, включающую информацию: о потребителе, в том числе способность потребить продукт, платежеспособность, сезонность потребления, потребительские предпочтения; о рыночном сегменте, в котором присутствует или куда желает войти организация и реализовать там возможности своего конкурентоустойчивого присутствия; о новых рыночных нишах, сулящих доходность организации.

Для рассматриваемых полипродуктовых промышленных организаций реально и целесообразно организовать информационную службу совместно с маркетинговой, выделенную в отдельный отдел или в виде подразделения в других отделах, занимающихся сбытовой или другой родственной экономической деятельностью. Вполне допустимо объединение группы организаций по региональному или территориальному принципу для совместного использования информационной службы на правах собственности, аренды, договорных отношений. Это делает возможным, коллективно используя дорогостоящие информационные, коммуникационные, компьютерные технологии, адаптированные к нуждам и возможностям объединяющихся организаций, максимально использовать обновленный информационный ресурс для формирования экономического потенциала организации с максимальным проявлением положительного синергизма и достижения конкурентоустойчивости в каждой складывающейся экономической ситуации.

Управление бизнес-деятельностью организации на базе информационных технологий, использование информационного ресурса позволяет оптимизировать управленческие процессы, снизить затраты за счёт исключения тех направлений деятельности, которые не приносят доходов.

Переход на качественно новое использование информационного ресурса даёт возможность управления по слабым сигналам об изменениях во внешней среде организации. На рисунке 2 приводится принципиальная схема последовательности управленческих действий как реакция на появление возможностей развития организации и укрепления конкурентоустойчивости по сигналам об изменении во внешней среде. Эта последовательность в реагировании на изменения внешней среды логически вписывается в системно-ситуационный подход стратегического управления в соответствии с новой парадигмой управления. Такой подход несёт в себе элементы ситуационного, основанного на альтернативности достижения одной и той же цели и учете непредвиденных обстоятельств, когда решение сложных задач оперативного управления заключается в принятии управленческих решений по мере возникновения возможностей в соответствии со складывающейся экономической ситуацией, и системного, включающего изучение, наблюдение, проектирование состояния объекта с учетом внутренних взаимосвязей между элементами этого объекта и возмущающих воздействий на него со стороны факторов окружающей среды и обеспечивающего процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку «входа» в «выход» и достижение целей системы.

Таким образом, инструментарий управленческого процесса будет способным для некоторого состояния организации, характеризующегося определённым значением экономических параметров, построить управление как процесс воздействия, которое переведёт организацию бизнес-системы в иное состояние, для которого значения параметров будут соответствовать поставленной цели – достижение конкурентоустойчивости.

Ключевым моментом в создании инструментария является обеспечение взаимоувязки информационных регистров, основанием для которого, является энергетический потенциал организации. Энергетическая компонента (по аналогии с законом физики о сохранении энергии) промышленной организации, в том числе содержит информационный блок, построенный на принципах бухгалтерского (финансового) учёта, в регистрах которого она сохраняется по определению посредством двойной записи.

В международной практике разработаны стандартные подходы к выполнению аналитических функций управления, основанных на сопоставлении данных, отраженных в отчетности организаций.

Речь идет, прежде всего, о материалах финансовой отчетности, главным преимуществом которой является ее открытость для целей управленческого анализа. Менеджер, используя типовые учетные формы (бухгалтерской отчетности) для выработки управленческого решения, только преобразует ее в соответствии с поставленными перед собой целями.

Однако, используя эти информационные ресурсы, можно исследовать только ограниченный круг показателей ретроспективного характера. Информационное обеспечение управленческого решения значительно шире, поскольку требует привлечения любой информации, в том числе и конфиденциального характера. Поэтому для формирования внутрифирменного информационного инструментария могут быть доступны различные отчеты и формы управленческого учета, не являющимися унифицированными и обязательными, а поэтому представляющими собой особый интерес и ценность.

Необходимо отметить, что формировать базу информационного обеспечения, ориентируясь только на данные внешней (финансовой) и внутренней (управленческой) отчетности недостаточно, хотя она носит постоянный характер. Целесообразно также привлекать данные, получение которых как бы специально «спровоцировано» в соответствии с поставленной целью. Такую информацию можно назвать инициированной, так как она проявляется перманентно и востребуется по мере необходимости. Кроме того, бизнес-среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю, что необходимо учитывать при формировании комплексного информационного пространства в границах инструментария управления.

На рисунке 3 изображена схема формирования информационного поля для проведения управленческого анализа деятельности организации. Информация, представленная такими источниками, будет представлять собой

высокотехнологичный инструмент, позволяющий оптимизировать доход прямых и косвенных участников бизнес-деятельности, оперативно реагировать на изменение хозяйственных ситуаций, обеспечивать мотивированность управленческих решений.

 

Рис. 1. Роль информационного ресурса в управлении промышленной

организацией в условиях неопределённости экономической среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Роль информационного ресурса  в управлении промышленной

организацией в условиях неопределенности экономической среды

 

 

 

 

Рис. 3. Информационное поле инструментария управления

бизнес-деятельностью организации