ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики

LERC: local economics research center

e-mail: info@lerc.ru

Монографии, учебные и учебно-методические пособия, учебники

ТРИ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, ЕЕ РЕГИОНОВ

 

 

ТРИ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, ЕЕ РЕГИОНОВ

И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

УДК 330 (075.8)

ББК 65.01я73

          К72

 

 

К 72   Корчагин Ю.А.

Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения / Ю.А. Корчагин. – Монография. - Воронеж: ЦИРЭ, 2007, 144 с.

 

ISBN 5-87162-071-X

 

 

В монографии рассматриваются и анализируются три основные проблемы России и ее регионов: 1) проблема декриминализации страны и общества; 2) проблема развития российского человеческого капитала; 3) проблема создания российской инновационной экономики. Анализируется взаимосвязь этих проблем. Рассматриваются особенности и механизмы развития российского человеческого капитала. Изложены основные задачи, трудности и пути создания российской инновационной экономики. Обсуждаются перспективы создания конкурентоспособной экономики России.

 Для исследователей, аналитиков, студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, научных работников, экономистов, менеджеров и управленцев.

 

 

 

 

 

ã  Корчагин Ю. А., 2007

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие экономики России вышло на этап определенной финансовой стабилизации, когда в стране появились солидные по международным меркам финансовые накопления и резервы: на сентябрь 2007 г. золотовалютные резервы превысили 420 млрд. долл., а Стабфонд превысил 130 млрд. долл. Реализуются национальные проекты, увеличивается финансирование социальной сферы, растут инвестиции в развитие инфраструктуры страны. Наметилась и тенденция роста финансирования науки и инвестиций в высокие технологии. Эти деньги, накопленные страной, впрочем, конъюнктурные, не заработанные. Накопились резервные средства за счет повышения цен на нефть (с 10 долл. за баррель в 1998г. до 80 долл. в сентябре 2007г.), на газ, на металлы. И, к сожалению, за счет неумения Правительства РФ эффективно трансформировать их в инвестиции с целями развития инфраструктуры, роста качества жизни, развития производств и развития страны в целом. Самым эффективным способом приумножения национального богатства являются как раз эффективные инвестиции в человека, инфраструктуру, в создание и развитие эффективных производств, а не хранение денежных средств в иностранных банках под низкие проценты.

Конъюнктурный рост доходов и резервов возродил наши вечные амбиции и претензии на лидерство, на особую роль в мире, а также желание стать супердержавой в экономике и высоких технологиях. Но заметим, что финансовая стабилизация, на которой только пока и зиждутся все эти амбиции, в значительной степени виртуальна, конъюнктурна вместе с ценами на нефть и газ. Об этом свидетельствует и высокая инфляция, которую пока не удается укротить. Инфляция - это аналог температуры у человека. Высокая инфляция означает, что страна финансово и экономически больна. Отрицательная инфляция означает, что страна также нездорова – имеет место стагнация и депрессия экономики, экономика не развивается, нарушен фундаментальный закон – цены должны в долгосрочном периоде пусть немного, но повышаться (закон «храповика»). И небольшая инфляция в развивающейся экономике играет положительную роль флуктуаций, подталкивающих развитие страны.

Из нескольких вариантов приоритетного развития сфер экономики,  науки и техники в долгосрочном периоде федеральными властями пока отдается предпочтение самому амбициозному варианту: развитию высоких технологий - нанотехнологий, информатики и других направлений, развитию современных систем ОПК и современного оружия, а также инфраструктуры страны и национального человеческого капитала.

Очевидно, что на все эти направления средств в стране недостаточно. Особенно вызывают настороженность излишний оптимизм и ненужный пиар в отношении финансирования нанотехнологий и их перспектив – этапа уже испробованного во времена СССР, когда наука была гораздо сильней и фундаментальней, чем сейчас. Тогда все закончилось отставанием от микротехнологий стран Запада и полным фиаско.

Базовые источники поступлений доходов от экспорта очень волатильны и не стабильны. Ту же нефть и газ вполне при высоких ценах (свыше 60-80 долл. за баррель) развитые страны, а за ними и остальные, могут лет через 10 заменить на водородное топливо, на биотопливо, которое уже используется. При таких ценах это становится им выгодным. США и другие страны интенсивно работают в данном направлении. И если не создать своевременно отрасли и кластеры предприятий, «кормящие» страну в среднесрочном периоде, то может случиться то, что произошло с СССР. Держава просто надорвалась на высоких амбициях и ошибочной стратегии развития. Способствовали возникновению кризиса неэффективные экономическая и государственная системы, неэффективная элита, руководство и отсталые производства и пр.

Подчеркнем еще одно важное обстоятельство. В настоящее время нефтяная отрасль – кормилица страны - находится в загоне, имеет очень низкую капитализацию, которая не растет. Нефтяные корпорации неконкурентоспособны по капитализации и прибыльности со своими аналогами за рубежом. И не интересны стратегическим инвесторам. Причина – очень высокие налоги. И тут стоит еще одна проблема: осуществлять полную деприватизацию отрасли или сохранить в ней конкуренцию за счет частных компаний. Последние сейчас в наибольшей степени испытывают высокое налоговое бремя и значительно потеряли в капитализации.

При широкой разбросанности средств, огромном множестве проектов и планов страна может в очередной раз надорваться на проектах, не связанных с ростом качества жизни населения. И простые граждане в очередной раз могут оказаться у разбитого корыта с очередными проваленными нанотехнологиями, ракетными комплексами и прочей продукцией, которую в суп не положишь.

Перед страной стоит выбор: проявить прагматизм и создать вначале эффективные отрасли с глубокой переработкой сырья, создать современную инфраструктуру в стране с нацеленностью на повышение инвестиционной привлекательности, поднять качество жизни населения (как поступили арабы Ближнего Востока). Или поставить задачу достижения виртуальных высокотехнологических высот и особого положения в сфере высоких технологий в мире. И фактически пытаться свершить это без фундаментальной и прикладной наук, без человеческого капитала необходимого высокого качества, причем в криминализированной стране с криминально-бюрократическим укладом экономики. И чтобы в итоге, в очередной раз, этих высот  не достигнуть.

Финляндия продемонстрировали миру успешный исторический рывок к высоким технологиям, конкурентоспособным на мировых рынках. Но Финляндия занимает первые строки в мировых рейтингах по некоррумпированности своей бюрократии и общей низкой криминализации страны. У нее не стояла проблема разворовывания средств и неэффективного их использования. И она на первое место поставила задачу ускоренного развития национального человеческого капитала путем реформации систем образования, науки, здравоохранения и т.д. И успешно ее решила. На базе высококачественного человеческого капитала, в некоторых сферах экономики - параллельно, в других - с временным лагом, и была создана конкурентоспособная инновационная экономика.

В России, к сожалению, ситуация с коррупцией и криминалом стабильно обратная. Страны мира успешно учатся на ошибках и стратегических просчетах России, мы же пока плохо учимся и на своих собственных неудачах, ошибках и провалах.

Основным препятствием на пути создания конкурентоспособной экономики и развития национального российского человеческого капитала - главного фактора созидания и развития - является криминализация страны, регионов, экономики, всех сфер российской жизни, включая уровень домохозяйств. Личную безопасность граждан государство обеспечивает очень плохо. Даже достижения науки, НТП и высоких технологий трансформируются в инструменты совершения преступлений, например, в сфере интернета. Дают технические возможности несанкционированного вторжения в личную жизнь граждан, в деятельность предпринимателей. Делается это с целью продаж личной информации, шантажа, запугивания и т.д. Причем занимаются «успешно» подобными заказами и работники силовых структур, используя современные государственные системы и устройства записи, наблюдения, прослушивания[1].

Среди множества проблем и проектов, требующих решения, выделим три проблемы, три мегапроекта, представляющие собой один комплексный гегапроект,  охватывающий все частные проекты и программы:

 

1) мегапроект по декриминализации страны и регионов;

2) мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального и регионального человеческого капитала;

3) мегапроект создания эффективных национальной и региональной инновационной системы, инновационной экономики или экономики знаний.

В целом – это один системный, комплексный, программно-целевой гегапроект по выводу страны или региона на стадию устойчивого роста качества жизни населения, развития гражданского общества и демократии, устранения глубокого раскола между населением и государством, духовного возрождения российского общества.

 

 

Наиболее сложной и первичной проблемой является задача декриминализация страны и общества. Данная проблема обострилась со времен СССР многократно и без ее разрешения невозможно в принципе решить другие проблемы. И эта проблема включает не только снижение коррупции, но также проблему наркоманизации и алкоголизации населения, проблему «крышевания» и незаконных поборов,  криминализации бытовой жизни на уровне домохозяйств и т.д., проблему уклонения от налогов, главным образом, по причине их непосильного для экономики бремени.

Переход России к рыночной экономике не имеет аналогов в мире. Он характерен такими особенностями, связанными, в частности, с ментальностью и накопленным отрицательным человеческим капиталом советского периода, что требует собственных российских подходов к разрешению многих проблем трансформационной  экономики, разумеется, с учетом мирового опыта и знаний. Простой перенос опыта развитых стран на российскую почву пока оказался неудачным.

В монографии рассматриваются и анализируются указанные выше три основные проблемы России и ее регионов с точки зрения теории, практики и механизмов их разрешения. Анализируется взаимосвязь этих проблем. Рассматриваются особенности и механизмы развития российского человеческого капитала.  Изложены основные задачи, трудности и пути создания российской инновационной экономики. Обсуждаются перспективы создания конкурентоспособной экономики России.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................

3

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ  РАЗВИТИЯ РОССИИ 

И  РЕГИОНОВ.......................................................................................

 

7

 

 

1.1.   Основные факторы и механизмы развития общества, страны и

человека....................................................................................................

 

7

1.2.   Человеческий капитал как фактор развития и

национальное богатство.........................................................................

 

10

1.3. Оценки стоимости человеческого капитала..................................

14

 

 

2. ПРОБЛЕМА   № 1  РОССИИ И РЕГИОНОВ

ИЛИ  ПРОБЛЕМА ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ..............

 

18

 

 

2.1. Истоки криминализации России......................................................

18

2.2. Роль элиты в формировании криминально-бюрократической

экономики и государственности.............................................................

 

26

2.3. Рост преступности в РФ и его влияние на развитие экономики...

28

2.4.  О наркоманизации населения России.............................................

32

2.5. Задачи декриминализации регионов и муниципальных

образований...............................................................................................

 

36

2.6. Основные направления декриминализации РФ..............................

49

 

 

3.   ПРОБЛЕМА № 2  РОССИИ И РЕГИОНОВ

РОССИЙСКИЙ  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  КАПИТАЛ

И  ЕГО  РОЛЬ  В  РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА  И  ЭКОНОМИКИ

 

 

61

 

 

3.1. Детерминанты формирования и накопления

человеческого капитала............................................................................

 

61

3.2. Национальное богатство, российский человеческий капитал и проблемы его роста..................................................................................

69

3.3. Человеческий капитал регионов РФ................................................

73

3.3.1. Индекс развития человеческого потенциала регионов РФ.........

73

3.3.2. Оценка человеческого капитала регионов РФ..............................

76

3.4. Экономика Центрального Черноземья............................................

79

3.5. Основные причины отставания в развитии

Воронежской области...............................................................................

 

83

3.5.1. Ожидания, прогнозы и реалии.......................................................

83

3.5.2. Роль и значение отрицательного ЧК в развитии региона...........

85

3.5.3. Элита Воронежской области и ее особенности............................

87

 

 

4. ПРОБЛЕМА №  3  РОССИИ И РЕГИОНОВ 

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ  РФ................

 

 

92

4.1. Приоритеты инвестиционно-инновационной стратегии РФ.........

92

4.2.  Инновационная политика РФ..........................................................

97

4.3. Венчурный технологический бизнес...............................................

99

4.4. Венчурный  бизнес в России............................................................

102

4.5. Информатизация как фактор создания инновационно-информационной  экономики..................................................................

 

106

4.6. Инвестиционная привлекательность  России.................................

115

4.7. Перспективы создания  инновационной экономики РФ................

122

Заключение................................................................................................

128

Литература.................................................................................................

132

 

 



[1] Заподинская Е., Максимов Ф. ФСБ взяло в оборот наркотики. Коммерсант. - № 18 от 4.10.07; Жеглов А. Новый коррупционный скандал в Московском ГУВД. – Коммерсант. - № 107 (№ 3683), 22.06.2007, ПТ.

 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100